Магия в игре присутствует в виде рун (постоянное заклинание) и одноразовых расходуемых свитков с заклинаниями. Свитки и руны телепортации могут использоваться без знания секретов магии, для остальных необходим определённый уровень владения магией у главного героя. Набор заклинаний в целом стандартен для ролевых игр — удары огнём, холодом или электричеством (как сосредоточенные, так и по площадям), лечение, телекинез, вызов существ-союзников. Интересной вариацией является заклинание превращение в какого-нибудь зверя, что позволяет добраться до некоторых недоступных мест или спрыгнуть в виде шершня с очень большой высоты без риска разбиться насмерть.
Шкала развития главного героя прогрессивная, то есть для перехода на новый уровень требуется больше очков опыта, чем на предыдущий. Очки опыта начисляются за победы (убийство не всегда обязательно) над персонажами и уничтожение зверей, выполнение заданий. При превышении некоторого предела герой переходит на новый уровень и всегда получает при этом 10 очков обучения, которые могут быть потрачены на развитие способностей персонажа. Способности включают в себя два уровня владения одноручным и двуручным оружием, луком и арбалетом, два уровня мастерства по взлому замков, охотничьи умения по разделке туш убитых зверей, подкрадывание и карманничество, шесть кругов магии.
Бестиарий «Готики» представлен как реальными, так и мифологическими существами. Наиболее часто встречающимися животными игры являются волки, большие нелетающие птицы-падальщики, гигантские шершни, рептилии — вараны и шныги. Более редки крупные и опасные звери мракорисы, рептилии-глорхи, стихийные големы и тролли. В заброшенных пещерах и храмах возможна встреча с нежитью — скелетами и зомби, а в отдалённых уголках игрового мира — с орками. Как правило, без должной подготовки и хороших доспехов, главный герой не в состоянии справиться даже с парой волков, не говоря уже о крупных зверях, нежити или орках.