Сюжет игры разворачивается в вымышленном королевстве Миртана, в котором правит король Робар II. После ряда военных побед королевские войска встретились с орками и начали терпеть одно поражение за другим. Единственным средством сдержать более сильного и многочисленного противника стало оружие и доспехи из магической руды, которая добывалась в нескольких местах королевства. Одним из таких мест являлся остров Хоринис (Khorinis) с одноимённым городом-портом, в глубине которого находилась Долина Рудников. Чтобы увеличить добычу руды в этом месте, Робар II приказал ссылать туда преступников на каторжный труд в шахтах вне зависимости от тяжести проступка.
Чтобы исключить возможность побега, король приказал возвести над шахтами магический барьер, пропускающий живых существ только внутрь и умерщвляющий их при попытке выхода обратно (во второй части серии объясняется, что этот повод для создания барьера был подсказан королю магами Огня с целью ограничения доступа сил зла к руде). Для этого были собраны лучшие маги королевства, во главе с одним из самых могущественных чародеев Ксардасом. Однако что-то пошло не так, и Барьер разросся до невиданных размеров, поглотив всю Долину рудников и ряд прилегающих к ней земель орков.
Королевские солдаты в замке, служившим административным центром колонии, без помощи извне были перебиты заключёнными, которые завладели огромной землёй, богатой ресурсами. Во главе местного самоуправления встал бывший криминальный авторитет Гомез вместе с группой беспрекословно преданных ему людей. Однако королевству была нужна магическая руда, а заключённые нуждались в пище, инструментах и оружии, поэтому король заключил договор с Гомезом — в обмен на них (а также предметы роскоши и женщин для Гомеза и его присных) заключенные поставляли королю руду. В один день Главного Героя обрекают на вечную ссылку за Барьер, однако перед ней Верховный маг Огня Пирокар просит его доставить письмо своим коллегам, оставшимся за Барьером. Главный Герой соглашается и переступает границы колонии, где практически сразу же был избит стражниками Гомеза, а от дальнейших побоев и возможной смерти его спасает Диего, один из нижних чинов в иерархии, установленной Гомезом. С этого момента начинается сама игра и игрок впервые получает управление Главным Героем.
Продвижение в социальной структуре колонии
От Диего и более дружелюбно настроенных стражников Главный Герой узнаёт, что с момента появления Барьера сами заключённые разделились на три лагеря, к одному из которых ему предстоит присоединиться. Не желающие работать на Гомеза и его стражников ушли от замка к одной из шахт, где основали Новый Лагерь, во главе которого встали маги Воды. Спустя какое-то время ряду людей в Старом Лагере (так стало называться мини-государство Гомеза) начали являться видения от сверхестественного существа, называемого Спящий. Повинуясь его зову, они ушли к развалинам древнего храма на дальнем болоте и основали Братство Спящего (Лагерь сектантов с точки зрения других фракций). В каждом из лагерей установилась жёсткая иерархия и своеобразное «разделение труда»:
Старый лагерь
Шахтёры, поднявшие восстание и захватившие замок стражи. Контролируют Старую шахту и ведут обмен с внешним миром. Кроме восставших, в лагере есть ещё и маги круга Огня. Между Гомезом и магами отношения довольно напряжённые (один из убийц Гомеза был в клочья разорван при попытке покушения на огненных магов), но у них есть определённые общие интересы.
Новый лагерь
Часть заключённых, по разным причинам желающая выбраться из Долины Рудников. Их единственной надеждой является план магов Воды по разрушению Барьера за счёт высвобождения магической энергии из огромного количества руды. Не имея доступа к съестным припасам внешнего мира, частично добывают их сами (выращивают рис на ферме и охотятся на дичь), частично отбивают их, нападая на караваны, охраняемые стражниками Гомеза. Эти припасы позволяют им добывать магическую руду в собственной небольшой шахте.
Гильдия Описание
Маги Воды Поклоняются богу воды Аданосу. Глава магов Воды — Сатурас.
Наёмники Доверенные воины и защитники Нового лагеря. Предводитель наёмников — Ли, бывший генерал Робара II, обвинённый в убийстве его супруги.
Воры Самая многочисленная прослойка в иерархии Нового Лагеря. Воруют припасы и важные данные у старого лагеря. Предводитель воров — Ларс
Скребки и крестьяне Первые добывают руду в Свободной Шахте, чтобы осуществить план по уничтожению барьера; вторые выращивают рис для прокорма шахтёров. Имеют чуть больше возможностей по сравнению с коллегами из Старого Лагеря.